КИНОПРОИЗВО́ДСТВО РУ́ССКОЕ (до 1930-х гг.) - 4 мая 1895 в СПб. состоялся первый сеанс "синематографа" в летнем саду "Аквариум". В июне "синематограф" демонстрировался на Всерос. худож.-промышл. выставке в Ниж. Новгороде, а затем в губерн. городах России. Первое десятилетие рус. кино пользовалось в осн. загранич. продукцией. Развитие рус. кинематограф. экономики приобрело устойчивые формы к 1907-08. В 1906 в Москве открывается контора по продаже, а затем и произ-ву ф. А. Ханжонкова (1877-1945) - первого в России организатора и рук. крупнейшего кинопредприятия. Позднее оно было преобразовано в акционер. об-во "А. Ханжонков и Ко", поставлявшее на рынок фильмы и аппаратуру итал., франц. и нем. кинематографич. предприятий. Россия покрылась сетью кинотеатров, только в Петербурге в 1913 их насчитывалось свыше 100. Кинопрограммы менялись раз в неделю, затем ежедневно и состояли, как правило, из 2-3-х драм (одна - обязательно "жуткая"), науч. или хроник. фильма, 1-2-х видовых картин и 3-4-х комич. Особое место занимала кинохроника, что было обусловлено крупнейшими обществ.-политич. событиями нач. 20 в. Сравнит. небольшой отрезок времени - всего 17 лет - вместил в себя события 2-х войн, 3-х рев-ций и юбилеи 1910-х гг. (столетие Отеч. войны 1812, 300-летие царствования дома Романовых). В этом жанре выдающ. успехов добился А. Дранков, фотограф при Гос. думе; о его съемках фильма "День 80-летия Л. Толстого" заговорила вся Россия. Ему же принадлежит инициатива создания первого рус. игрового ф. "Понизовая вольница" ("Стенька Разин", 1908). 1908 послужил точкой отсчета развития К. Р. в полном объеме. Уже на следующий год Россия выпустила 26 худож. фильмов.
Обилие картин и коммерч. успех побуждают к открытию крупной прокатной конторы "Русское Т-во произ-ва кинематогр. лент" (1908). Одно за др. основываются крупные кинопредприятия: "Тиман и Рейнгардт" (в 1909 фирма приступила к созданию "Рус. золотой серии", ставшей широко известной экранизациями рус. классики), "Ермольев и Ко" (из его киноателье выросла к/ст "Союзкинохроника"), "Об-во Русь", "Дранков и Талдыкин" и ряд др. Оживлению К. Р. способствовало неск. факторов. Начиная с 1912 меняется сам способ существования кинематографа, что проявилось в расширении постановоч. базы (к этому времени насчитывается до 30 кинофабрик), новой режиссуры (Я. Протазанов), проф. киноактеров (первой из них была В. Холодная), усовершенствовании техники киносъемки. Кроме того, накануне войны 1914 резко упала конкуренция, т. к. в "патриотич. целях" были изъяты все ф. нем. происхождения. С др. стороны, в кинопроиз-ве тех лет по-прежнему значит. место занимает кинохроника, а в условиях войны функции запечатления "ист. момента" взял на себя воен.-кинематограф. отдел при Скобелевском к-те. В совокупности с игровыми в 1914 ф. было поставлено столько, сколько за все предшеств. годы, а к 1916 в России работало 164 кинопредприятия с оборотом 142 млн руб., выпускавших 500 фильмов в год. После февр. 1917 завершился процесс упадка ведущих фирм на рус. кинорынке, начавшийся накануне войны. Он коснулся т. н. "большой тройки": моск. отд. Патэ, торг. дома "Тиман и Рейнгардт" и акц. об-ва "Ханжонков и Ко" вплоть до переноса последним своей кинобазы в Крым (Ялту), где она просуществовала до 1920. На первый план рус. рынка выдвигаются киноф-ка "Д. Харитонов", ф-ка И. Ермольева, в к-рой прославились Я. Протазанов и И. Мозжухин, киноателье "Эра" (бывшее "Тиман и Рейнгардт"), продолжившее выпуск "Рус. зол. серии", киноф-ка "Русь" и ряд др.
Декрет о национализации кинопром-сти в авг. 1919 придал процессу ее развития двусторонний характер. С одной стороны, преобразования шли в русле построения адм.-производств. иерархии. Так, в сер. 20-х гг. рос. кино сосредоточилось всего лишь в неск. крупных киноорг-циях: центр. гос. кинопредприятие "Госкино" (1922) с монополией проката, наряду с ним "Совкино" (с 1935 к/ст "Мосфильм"), "Межрабпомфильм" (с 1948 Центр. киностудия дет. и юнош. ф. им. Горького), "Севзапкино", первая кинематограф. орг-ция, установившая междунар. связи (с 1935 к/ст "Ленфильм") и др. В 1933 преобразования в этой сфере закончились учреждением Гл. управления кинопром-сти, подчинявшегося непоср. СНК. С др. стороны, техн. прогресс в обл. оптики, механики, химии позволил создать необходимую аппаратуру для съемки и проекции кинолент. В частности, в 1930 в Ленинграде вступила в строй первая в Союзе кинокопиров. ф-ка, в 1931 уже можно было снимать на отеч. кинопленке.
Вообще граница развития сов. кинопроиз-ва особенно резко обозначилась в кон. 20-х - нач. 30-х гг. в связи с выпуском на экраны первого звук. фильма "Путевка в жизнь" (1931) и началом пром. освоения звука. В Ленинграде в окт. 1929 начал работать первый звук. к/т. Помимо техн. стороны, серьезные изменения коснулись эстетич. моментов в фильме, и поиски в этом направлении надолго определили магистр. движение сов. кинематографии. Однако структур. перемены не коснулись сферы кинопроиз-ва и управления, осн. формы его, как они сложились к нач. 30-х гг., не претерпели в дальнейшем принцип. изменений.
Лит.: Лихачев Б. С. Кино в России 1896-1926. Л., 1927. Ч. 1; Лемберг Э. Кинопромышленность в СССР. М., 1930; Ханжонков А. А. Первые годы рус. кинематографии. М.; Л., 1937; Росоловская В. Русская кинематография в 1917. М.; Л., 1937; Гинзбург С. С. Кинематография дорев. России. М., 1963.
Кинопроизводство. Кинотеатр «Вулкан». 1916
Кинопроизводство. Афиша фильма «Отец Сергий». Реж. Я. А. Протазанов. 1918